История Оранэлы




Проект «ОранЭл»


Идея решения транспортной проблемы Петергофской дороги к концу 19-го века не просто созрела, но и перезрела. Летом вдоль нее летом проживало 200-300 тыс. человек. Это были владельцы уцелевших усадеб, дачники разного уровня достатка, инженеры, мастеровые и рабочие многочисленных заводов и фабрик.


В 1880-е годы заработала линия конки от Нарвских ворот до Путиловского завода, но она не решала проблемы, так же как и проходившая параллельно, но на отдалении Балтийская железная дорога. Не справлялись и действующие «линейки» – одноконные 4-местные кареты. Прокладка же железной дороги на паровой тяге прямо по Петергофскому шоссе была немыслимой.


На рубеже 19-20-го веков предлагалось несколько проектов создания пригородной электрической железной дороги вдоль Петергофского шоссе от Санкт-Петербурга через Ораниенбаум до Красной горки. В 1906 г. группа предпринимателей во главе с инженером С.А. Бернатовичем используя более ранний проект швейцарского инженера Э.Дюпона подали ходатайство о создании «Общества Ораниенбаумской электрической ж.д.». В 1909 году устав «Общества» был утвержден. Его учредителями выступили 5 человек: инженеры С.А. Бернатович и А.А. Кистер, предприниматели С.К. Максимович и Л.А. Осташев, князь А.Д. Львов.


План Ораниенбаумской электрической жел. дор. 1909 г. (кликабельно)



Проектом предусматривалось строительство двухпутного участка от Нарвских ворот до Ораниенбаума длиной 40 верст, и далее однопутного до Красной горки – 22 версты. Предусматривалось 26 остановок. Для перевозки пассажиров должны были использоваться составы из специальных вагонов вместительностью 60-80 человек, которые бы ходили с интервалом 5-10 минут и развивали скорость до 60 км/ч. Рассматривалась и возможность создания внеуличной системы рельсового электротранспорта на эстакадах от Нарвских ворот до Казанского собора, что было уже прообразом будущего петербургского метрополитена.

Лишь в 1913 году Обществом были выпущены облигации, которые собрали капитал (по большей части – иностранный), необходимый на постройку железной дороги. Облигационный капитал в размере 5,26 млн. рублей должен был дополнить акционерный капитал в размере 3,62 млн. рублей.


Торжественная закладка Ораниниенбаумской эл.ж.д.


16 июня 1913 года у дворца князя А.Д. Львова в Стрельне состоялась торжественная закладка линии, о которой написали почти все городские газеты. В одной из статей, как показал Н.Н. Гольцов, впервые в русском языке использовано слово «электричка».



Центральная станция в Волынкине


Строительные работы закипели на всем первом участке – от Нарвских ворот до Ораниенбаума. К осени 1914 года практически полностью было готово полотно дороги, включая вновь построенные и перестроенные мосты, завершалась укладка рельс, готовилась к запуску Центральная силовая станция в Волынкине, велись работы по строительству зданий подстанций и депо в Княжеве…


Но 1 августа 1914 года началась Первая мировая война, которая поставила почти достроенную дорогу на грань существования.



Следующая глава...



История  |   Подстанция  |   Техноклуб
Экскурсии  |   Контакты   |   Поиск

Музей Оранэлы © 2024

Версия: 20-06-2024