История Оранэлы




Запуск Ораниенбаумской электрической ж.д.


С началом Первой мировой войны строительство электрической железной дороги стало практически невозможным: не доставало строительных материалов, рабочих рук. Рельсы и шпалы со складов Общества реквизировались для военных нужд. Невозможной стала поставка из-за границы вагонов и оборудования, не говоря уже о том, что практически весь капитал Общества находился в Бельгии. Главная проблема – катастрофически не хватало энергии для будущей дороги, так как оборудование мощностью 6 МВт для Центральной станции дороги задерживалось. Вдобавок оказалось, что оно может работать только на английском угле, которого в Петрограде практически не было.


Путиловская линия «конки»



Однако война, помешавшая запуску Оранэлы, неожиданно помогла. Многократно вырос объем производства военной продукции на Путиловском заводе, что потребовало привлечь дополнительную рабочую силу со всего Петрограда. Нормально добраться питерские рабочие могли только до Нарвских ворот, а далее надо было идти пешком или ехать на переполненной конке, которая шла не быстрее пешеходов.


Было решено запустить движение по недостроенной Оранэле хотя бы до Путиловского завода. Для этого реквизировали обычные городские трамваи из Риги, которая неминуемо попадала в зону немецкой оккупации. Правительство выделило необходимый кредит.


Рижские трамвайные вагоны


Пришедшие в 1915 году 12 моторных и 12 прицепных вагонов рижского завода «Феникс» (будущего РВЗ, который поставлял трамваи и электрички во все концы СССР) были расширены и получили название МФ (то есть «моторный, феникс»). Они имели штанговый токосъемник (как у троллейбуса) и этим визуально отличались от городских трамваев.

По иронии судьбы самый нужный – головной участок Оранэлы – от Нарвских ворот до Путиловского завода, доставшийся в наследство от Путиловской линии «конки» оказался наименее подготовленным, что пришлось срочно устранять.

Поскольку Центральная станция в Волынкине была не готова, участок был запитан от городской сети. 9(22) января 1916 года по линии от Нарвских ворот до Путиловского завода началось «коммерческое движение». Строительство и эксплуатация железной дороги не прекращалась несмотря на трудности. К осени 1916 г. составы Ораниенбаумской эл.ж.д. ходили уже в Лигово до т.н. остановки «Привал» (современный перекресток пр. Стачек и пр. Маршала Жукова).


Вагон Оранэлы на остановке


Поезда ходили каждые 3-5 минут от Нарвских ворот до Путиловского завода, и каждые 15 минут до Привала. Однако грянула уже Февральская революция, в мае 1917 года строительство на остальном участке было полностью прекращено. Но всего за неделю до Октябрьского вооруженного восстания еще обсуждалось размещение в Англии большого заказа на поставку оборудования для недостроенной Оранэлы.



Следующая глава...



История  |   Подстанция  |   Техноклуб
Экскурсии  |   Контакты   |   Поиск

Музей Оранэлы © 2024

Версия: 20-06-2024