История Оранэлы




ОРАНЭЛА (1918 – 1929)


Уже в 1918 году Оранэла продолжила работу. После национализации дорога перешла в железнодорожное ведомство. Недостроенная дорога наполовину была разобрана. Оборудование центральной электрической станции в Волынкиной было снято и отправлено в Кизелский район современного Пермского края для строительства электростанции. В 1926 году заработала линия Баку – Сабунчи, рельсы для которой были сняты с участка Стрельна – Ораниенбаум. Использовалось также электрооборудование, контактный провод. Фактически Оранэла, которая должна была стать первой отечественной электричкой, таковой и стала. Но только будучи «перенесенной» в солнечный Азербайджан.


Пути Оранэлы в Автово (1928)



1 мая 1920 г. дорога стала называться «Ораниенбаумской электрической линией Северо-Западных железных дорог» или «ОранЭЛ С.-З. ж. д.», в просторечии «Оранэла». Тогда и возникло это красивое имя. Оранэла имела несколько маршрутов (нумерация не соотносилась с городским трамваем): №1 до Путиловского завода, №3 – до Привала, наконец, в июле 1920 г. был открыт маршрут №4 до Стрельны (сначала до современного кольца №36, а с 1924 г. электросеть проложили до дворца А.Д. Львова). В свое последнее лето 1920 г. в Стрельну на трамвае ездил отдыхать Александр Блок.


Билет стоил 7 коп. за участок (до Стрельны их было пять). Прибыльная дорога практически сразу стала объектом спора между «железнодорожниками» и «городом». «Город» настаивал на том, что Оранэла – это по сути трамвай, и ее пути должны быть включены в городскую трамвайную сеть. Ведь пассажирам (в том числе рабочим, добиравшимся до Путиловского завода) приходилось делать пересадку у Нарвских ворот, а также дополнительно платить за проезд по Оранэле. «Железнодорожники» считали Оранэлу уникальным опытным участком для изучения возможностей электрического пригородного железнодорожного транспорта.


Вагоны Оранэлы, переданные железной дорогой


Прорабатывался компромиссный вариант, при котором участок Оранэлы от Автова до Стрельны через вновь прокладываемую соединительную ветвь «подключался» к Балтийском вокзалу и становился полноценной железнодорожной линией. Участок же от Нарвских ворот до Автово отходил бы в трамвайную сеть. В районе современной ст. м. «Кировский завод» планировалось создать «транспортно-пересадочный узел». Однако начавшиеся в 1928 году работы неожиданно были свернуты и через год Оранэла полностью перешла трамвайному управлению Ленкомотхоза. С 1 октября 1929 года Оранэла с Княжевским парком стала Стрельнинской линией ленинградского трамвая. В этом же месяце Княжевский парк переименовали в честь Ивана Ефимовича Котлякова бывшего рабочего Московского трамвайного парка, члена ВЦИК и ЦИК СССР.



Следующая глава...



История  |   Подстанция  |   Техноклуб
Экскурсии  |   Контакты   |   Поиск

Музей Оранэлы © 2024

Версия: 20-06-2024