История Оранэлы


Площадь Стачек в 1920-е гг.



Переход к городскому трамваю
(1929 – 1941)


Летом 1929 года еще до окончательного перехода Оранэлы к городскому трамваю произошло символическое событие – у Нарвских ворот были соединены пути двух транспортных систем. Сразу несколько маршрутов ленинградского трамвая были продлены за Нарвскую заставу. Появилось кольцо за Путиловским заводом. Возможно именно оно еще до войны вдохновило архитекторов послевоенного времени на создание уникального ансамбля Комсомольской (Круглой) площади.


Пересечение с Путиловской ветвью (до 1934)



Оранэла, войдя в городскую трамвайную сеть, дала ей мощный импульс к развитию. Движение по присоединенной ветви было очень интенсивным. Перед войной количество трамвайных маршрутов, проходивших по улице Стачек у Кировского завода достигало восьми. К 1930 г. был «выращен» 25-километровый маршрут-рекордсмен №28: от Московского вокзала до Стрельны. Трамвай преодолевал его за полтора часа. Недолгое время «рижские» вагоны Оранэлы бегали по городским линиям с двумя токоприемниками – штанговыми и дуговыми. Отличал их от городских трамваев и «железнодорожный» зеленый цвет. Постепенно «рижанки» исчезли.


Проспект Стачек (1940)


Успехи первых пятилеток внушали уверенность в возможности достройки Оранэлы! В районе Кикенки (Стрельна) появилась новая тяговая подстанция. Во второй пятилетке планировалось запустить 16-километровую ветку от Стрельны до Нового Петергофа. В 1934 году избавились, наконец, от первого пересечения трамвайных и железнодорожных путей. У пересечения улицы Стачек и Путиловской железнодорожной ветки в районе Кировского завода выстроили красивый путепровод по проекту архитектора Н.А. Троцкого, действующих до сих пор.


Трамвай «Американка» (ЛМ-33/ЛП-33)


В это же время на пути Оранэлы вышел и принципиально новый трамвай ЛМ-33/ЛП-33 – знаменитая «американка», отличавшаяся вместительностью и заокеанским лоском. Для нее в Сосновой поляне и Стрельне обустроили разворотные кольца. На загородном участке от Автово до Стрельны ЛМ-33 шел со средней скоростью 28 км/ч. Появилась и «электричка» в современном понимании этого слова. 25 января 1933 года по Балтийской ж.д.-линии в направлении Ораниенбаума пошли первые в Ленинградском узле пригородные электропоезда. К началу войны ленинградский трамвай (в отсутствие метрополитена) перевозил 90% пассажиропотока и был главным видом транспорта.


Кольцо у Нарвских ворот (1932-36 гг.)



Следующая глава...



История  |   Подстанция  |   Техноклуб
Экскурсии  |   Контакты   |   Поиск

Музей Оранэлы © 2024

Версия: 20-06-2024