История Оранэлы


Пленный трамвай на Стрельнинской линии (1941)



Оборона Ленинграда


Петергофское шоссе и проходящая по нему Стрельнинская линия оказалась в самом пекле героической обороны Ленинграда. Немецко-фашистские войска уже 17-18 сентября 1941 года заняли Урицк (современный микрорайон между ст. Лигово и Петергофским шоссе), выйдя к Финскому заливу и на ближние подступы к Ленинграду. В течение нескольких дней были заняты Стрельна и Петергоф. Движение на Стрельнинской линии прекратилось 15 сентября, на ней застряло около 30 вагонов, до последнего момента эвакуировавших жителей пригородов.

Петергофское шоссе открывало врагу прямой путь в юго-западную часть города, где находился Кировский завод, другие промышленные предприятия, не прекращавшие работу. В районе Княжевской подстанции находился один из узлов обороны. Само здание, доминировавшее над местностью, вероятно, использовалось как наблюдательный пункт. Из трамвайного парка были выведены трамваи, которыми перегородили Петергофское шоссе. В память об этом в 2007 году был установлен памятник "Блокадный трамвай", который можно увидеть на въезде в Трампарк им И.Е.Котлякова, напротив здания клуба «Энергия».

Та же часть трамвайной линии, которая осталась за советскими войсками, продолжала использоваться по мере возможности. При отключенном электроснабжении на небольших паровичках поезда с трамвайными вагонами и грузовыми платформами подвозили на передний край обороны бойцов, снаряды, увозили в город раненых.


Немецкие солдаты на Стрельнинской линии



Линия фронта пролегла между реками Дудергофка и Ивановка. Участок Стрельнинской линии от «Привала» до Стрельны оказался под контролем немецких солдат, которые охотно позировали для фото на фоне израненных трамваев. Трамвайные пути, как и все шоссе, оказались под непрерывным артобстрелом. Осенью 1941 года район Петергофского шоссе от Автово до Стрельны и Петергофа стал местом героических попыток прорыва блокады. С 5 по 8 октября в районе завода «Пишмаш» (совр. ЛЭМЗ), в дворцовых парках Стрельны и Петергофа высаживались морские десантники, большая часть которых была обречена на гибель. 8-10 октября вышедший из Автово для поддержки 124 танковый полк под командованием майора И.Р. Лукашика в составе более 20 танков «КВ-1» почти полностью погиб.


Состав с паровичком (1941)


До сих пор мы не можем быть уверены, что найдены все останки наших воинов по обеим сторонам Петергофской дороги.


Открытие трамвайного движения до Кировского завода.


15 апреля 1942 года после страшной блокадной зимы снова заработал Ленинградский трамвай, что было важным символическим событием в осажденном городе. Открыли пять маршрутов, в их числе №9 от 2-го Муринского проспекта до Нарвских ворот. В ходе операции «Январский гром» 18 января 1944 года была освобождена Стрельна. Блокада Ленинграда была снята. В декабре 1944 года восстановили движение до Кировского кольца, в мае победного 1945-го – до Княжево.


Усталым и израненным победителем вернулось с фронта и здание Княжевской подстанции, уцелевшее невероятным образом.



Следующая глава...



История  |   Подстанция  |   Техноклуб
Экскурсии  |   Контакты   |   Поиск

Музей Оранэлы © 2024

Версия: 20-06-2024