История Оранэлы


Проспект Стачек на въезде в Ленинград. Пилоны Победы.



Возрождение… и снова возрождение
(после 1945)


Во время войны Стрельнинская линия оказалась разрушена на всем протяжении. Но уже 17 мая 1945 г. возобновилось движение от Кировского завода до Княжевской подстанции. Началось разминирование Петергофского шоссе, восстанавливались трамвайные вагоны, оказавшиеся «в плену» у немцев. Пути от Автово до Стрельны были проложены фактически заново.


Трамвай у Кировского завода (1950-е гг.)



В 1951 году началось движение 36-го трамвайного маршрута от Казанского собора до Сосновой поляны, а через год и до Стрельны (протяженность 22,5 км). Сбылась идея вывести Оранэлу в центр города к знаменитому храму. Она принадлежала еще ее Станиславу Бернатовичу, который предлагал соединить эстакадной линией Нарвскую заставу и площадь у Казанского собора.


Трамвай на пл. Стачек (до 1962 г.)


Оранэла как и прежде была на переднем крае трамвайных инноваций. В 1964 году участок Автово-Стрельна стал первой в СССР линией скоростного трамвая. Здесь проходили проверку все новые трамвайные вагоны, выпускавшиеся в Ленинграде.


Поворот на Кронштадтскую ул. (1957)


Преображенная Оранэла разветвлялась и совершенствовалась. К 1962 году ее участок от Нарвских ворот до Автова проложили в стороне от проспекта Стачек. В 1971 проложили маршрут-ответвление №52 от бывшего «Привала» до жд-платформы «Сосновая поляна». Так символически реализовалась другая идея Оранэлы: соединить Оранэлу с Балтийской железной дорогой.


В 1978 заработал 56-й маршрут по ул. Маршала Казакова в район новостроек Юго-запада. В том же году был построен «Кронштадтский» путепровод в Автово. Идея этой развязки между трамвайными путями и железной дорогой в Морской порт («Морская ветвь») была изначально заложена в проект Оранэлы ее автором С.А. Бернатовичем. В 1979 году для удобства рабочих проложена ветвь на ЛЭМЗ в районе Сосновой поляне (сейчас конечная остановка 60-го маршрута трамвая).


Трамвай маршрута №36 на Стрельнинском кольце.


Очередным испытанием для Оранэлы стали не только «лихие 90-е годы» но, что еще удивительнее, благополучные «нефтяные» 2000-е. Длина путей петербургского трамвая с 600 километров (первое место в мире!) сократилось более чем в два раза. 36-й маршрут ужался до Оборонной ул., исчез 35-й маршрут и открытая еще до войны ветвь на Турухтанные острова. К 100-летию Петербургского трамвая (!) закрылось движение до кольца у Нарвских ворот – одного из первых в Санкт-Петербурге и служившего стыком между Оранэлой и городским трамваем. Возникла кощунственная идея его вообще разобрать. Трамвайная сеть города разорвалась на две несвязанных части, длина трамвайных путей достигла минимума – около 240 км.


Трамвай "Богатырь-М" у остановки "Петергофское шоссе, 43".


К счастью, эпоха равнодушия и безвременья уходит. В 2013-м году начал ходить трамвай до Нарвских ворот (№16), в 2017-2023 году проведена масштабная реконструкция Стрельнинской линии. В Санкт-Петербурге на маршрутах появляются современные трамваи, в сентябре 2019 года из бывшего трампарка Оранэлы на линию вышли отечественные низкопольные трамваи «Витязь-М», а также «Ленинград» и «Богатырь». В марте 2023 года началось их движение до Стрельнинского кольца.


История Петербургского трамвая и Оранэлы продолжается.


Карта путей с 19 по 21 век


нажмите для увеличения



История  |   Подстанция  |   Техноклуб
Экскурсии  |   Контакты   |   Поиск

Музей Оранэлы © 2024

Версия: 20-06-2024